читать дальше
МАНДАЛА ЯМАНТАКИ
Ямантака (санскр. Yamāntaka, тиб. gshin rje gshed, букв. "Сокрушающий Владыку Смерти", "Уничтожающий Правителя Смерти", "Уничтожающий Яму") – йидам и дхармапала в буддизме Ваджраяны. Другое его известное имя – Ваджрабхайрава (санскр. Vajrabhairava, тиб. rdo rje 'jigs byed, или просто 'jigs byed – Бхайрава, букв. "Ужасающий"). Считается, что Ямантака – это гневное проявление Бодхисаттвы Манджушри.Ямантака является одним из Защитников и покровителей традиции Гелуг тибетского буддизма.
Тибетское его имя - Шинджепе.
Гневный аспект Манджушри
Считается, что Ямантака является гневным проявлением Бодхисаттвы Манджушри, оба они относятся кбудда-семейству Ваджра, глава которого Будда Акшобхья.
Ямантаку изображают как в одиночной форме, там и в форме "Яб-Юм, в союзе со свой духовной супругой Ваджраветали. В традиции Тантра такой союз - аллегория союза мудрости и метода, где женское представляет собой аспект мудрости, а мужское символизирует методы.
Следует учитывать, что Ямантака в любой своей форме представляет собой единство мудрости и методов. Если он изображен один, то это означает, что мудрость в нем растворена как соль в воде.
Из дошедших до нашего времени источников самый ранний, где упоминается Ямантака - "Гухьясамаджа-тантра" (3 век).
Ваджрабхайрава-тантра
В Коренной Ваджрабхайрава-тантре (VIII в.) Манджушри принимает форму Ямантаки, чтобы победить Владыку Смерти -Яму.
Поскольку Манджушри - бодхисаттва мудрости, мы можем понимать это как аллегорию победы мудрости над смертью, как достижение Освобождения, прерывающего цепь неосознанных перевоплощений.
Ямантакайога-тантра (Ваджрабхайрава-тантра) относится к классу недвойственных ануттарайога-тантр, что означает, что она объединяет аспекты отцовских и материнских тантр, преобразующих энергию гневных эмоций и ярости в высшую мудрость, постижение единства и недвойственности. Медитация на Ямантаку - залог успеха на этом пути.
Эта тантра происходит от Джняна-дакини (Ваджраветали) иЛалитаваджры.
Иконография Ямантаки
Он изображается с шестнадцатью ногами, с тридцатью четырьмя руками, с девятью головами. Херуку изображают обнаженным, как истина, он - темно-синего цвета.
В садханах (текстах, описывающих буддийские практики) встречаются манифестации Ямантаки и других цветов, в мандале они окружают центрального темно-синего Ямантаку и имеют по три лица и по шесть рук.
Центральная нижняя голова Ямантаки - голова буйвола.
Правые его руки держат дигуг, кинжал, топор, морскую раковину, стремя, палицу, ваджр, жезл, меч, дамару и другие атрибуты, а левые руки - капалу, голову, шит, аркан, лук, колокол и другие символические атрибуты.
Под его ногами справа - антропоморфная фигура, был, слон (или як), осел, верблюд, собака, овца и лиса.
Под ногами слева - коршун, сова, ворон, попугай, павлин, нырок и лебедь.
По иконографическому канону внизу тханки изображено кладбище.
Над восемью из девяти голов Ваджрабхайравы изображается голова Манджушри, чьим проявлением считается Ямантака.
Символизм образа Ямантаки
Аспекты образа Ямантаки подробно разъясняются в толковании ЧжеЦонкапы: девять голов Ямантаки соответствуют девяти разделам буддийского канона, его тридцать четыре руки вместе с его телом, речью и умом соответствуют 37 аспектам пути к Просветлению, два рога символизируют 2 истины: относительную и абсолютную, а 16 ног - шестнадцать аспектов концепции пустоты (санск. шуньята).
Атрибуты также являются определенными символами, например нож дигуг и чаша капала - символизируют мужской и женский аспекты, мудрость и методы.
Над головами Ямантаки - диадема из пяти черепов, каждый из которых символизирует излечение от пяти ядов сознания: невежества, привязанности, гнева, гордости и ревности-жадности.
Мантра Ямантаки : ОМ ЯМАНТАКА ХУМ ПХЭТ
Особенности применения: Практика помогает при тяжелых заболеваниях, критических ситуациях, даже может спасать в смертельных случаях. Дает мощнейшую защиту от темных сил, опасностей, особенно на уровне физического, эфирного, эмоционального тел человека. Название в переводе с санскрита означает «Побеждающий смерть».
В сердце целителя – Ямантаки – появляется лежащий горизонтально солнечный диск, в центре которого стоит темно-синий слог Хунг, а по краю диска по часовой стрелке располагаются слоги мантры. Во время чтения мантры ее слоги движутся по кругу по часовой стрелке, и свет от семенного слога и слогов мантры распространяется во все стороны, направляется к существам, требующим исцеления, устраняет их болезни, и те сами становятся Ямантаками. В их груди также располагается солнечный диск и слог Хунг с мантрой, свет от них распространяется ко всем другим существам, и так далее.
Ямантака и Дхармараджа (Каларупа) А. Щербаков, 2001 г.
Существует одна древняя тибетская легенда, повествующая о возникновении такого гневного и величественного существа, каковым является Ямантака. Вот эта легенда.
В старые времена жил один великий йогин, который любил заниматься своими практиками глубокого медитативного погружения в пещере. В один из дней, придя в свою пещеру, йогин как обычно принял ваджрную позу, и вскоре его сознание перенеслось в высшие планы, далеко от обычного мирского существования. Пришла ночь, и в пещеру йогина, решив, что она свободна, забрели непрошенные гости, ведя перед собой огромного быка, которого они где-то украли. Они немедленно забили животное и расселись, жадно пожирая свою добычу. Внезапно в свете костра, разведенного ими в пещере, они увидели неподвижную тень практикующего йогина. Испытав сильный страх от мысли, что этот неожиданный свидетель их трапезы все расскажет о совершенном ими воровстве и других проделках, они быстро подскочили к йогину и отрубили ему голову. Затем, успокоившись, незванные гости снова решили продолжить их пир.
Вскоре после этого, сознание медитирующего йогина возвратилось в его тело и с удивлением обнаружило, что у тела отсутствует голова. Придя в неистовство, йогин стал метаться по пещере, стараясь найти что-либо подходящее взамен своей головы. Однако все, что ему удалось отыскать, была голова убитого ворами быка. Поскольку выбора у йогина не было, он водрузил голову быка на свои плечи. Испытывая невообразимый гнев от случившегося с ним, йогин решил жестоко отомстить убийцам. Используя необычайные психические энергии, он не только уничтожил воров, но и распространил свою безграничную ярость на всех, кто попался ему под руку. Продолжая убивать людей, он стал настоящей напастью для селян, которые жили поблизости, ужасным монстром, оставляющим позади себя лишь разрушения. Он превратился в настоящего Владыку Смерти.
В надежде положить конец бесчинствам этого существа, группа святых вознесла свои молитвы к Манджушри и сделала ему особые подношения. Они попросили у Манджушри защиту и помощь. Из своего великого сострадания Манджушри ответил на их мольбы о помощи. Поняв, что лишь необычайно гневная эманация сможет преодолеть огромную силу Владыки Смерти, Манджушри сам эманировал из себя существо, которое стало известно, как Ваджрабхаирава (Алмазный Ужас) или Ямантака (Победитель Владыки Смерти). Центральное лицо этой ужасающей эманации приобрело форму быка, чтобы стать равным по силе с разгневанным йогином, но над ним располагалась голова самого Манджушри, как знак полностью просветленной внутренней природы Ямантаки. В этой эманированной форме Манджушри полностью подчинил и укротил йогина, причем настолько, что он превратился из жестокого злобного существа в великого защитника Дхармы. Именно поэтому последователи тантрической практики Ямантаки дали этому божеству имя Дхармараджа (Каларупа) или Король Дхармы.
Эта легенда позволяет нам лучше понять значение не только самого Ямантаки, но и других гневных медитативных божеств. Их ужасающий вид не является признаком некой демонической силы, напротив, он олицетворяет мощные и искусные средства сострадательных будд, использующих деструктивные силы для помощи практикующим на духовном пути. Таким образом, проявляемая злоба и ненависть этих божеств не направлена на других существ, а направлена на устранение тех необычайно свирепых и мощных сил, которые не позволяют существам достичь подлинного счастья. В случае йдама Ямантаки, его практика позволяет использовать имеющийся гнев для преодоления таких сильных ядов, как заблуждение и гнев. Его Святейшество Далай-Лама объясняет эффективность этой практики следующим образом: «С мотивацией сострадания … практикующий использует ненависть или ярость для особых целей. Эта техника основывается на том факте, что когда мы становимся разгневанными, то при этом порождается очень сильное энергетическое состояние ума. При этом следует различать, когда этот гнев возникает сознательно для целей практики, а когда нет… ».
astro-stream.narod.ru/fiona/yamantaka.htm